Другой Китай. Прогулка по шанхайским трущобам
Экономика поднебесной продолжает развиваться семимильными шагами, новые районы и бизнес-центры растут как грибы после дождя. Сейчас трудно представить китайский жилой квартал без небоскребов и многочисленных торговых моллов. Но, если внимательно присмотреться, то среди бетонных джунглей можно увидеть совсем другой Китай. Предлагаю вам небольшую прогулку по шанхайским трущобам.
Один такой квартал я встретил прошлой весной, когда направлялся пешком от железнодорожного вокзала к центру города. Думаю, что сейчас большей части домов, которые вы увидите на моих фотографиях, уже нет. Как правило, на стенах зданий, которые вот-вот снесут рисуют вот такой иероглиф.
Вот-вот снесут — понятие для Китая очень растяжимое. Если хоть один из жильцов не захочет покинуть своё жилище, его никто насильно выгонять не будет. Как правило, за переезд из такого квартала людям предлагают какую-то компенсацию и жилье на окраине города.
Среди узких улочек мне удалось встретить очень колоритного персонажа — китайского старца. Одному Богу только известно, сколько этому человек лет и почему он продолжает жить в таких условиях.
В Китае слишком сильно развит принцип естественного отбора. Если человек слишком ленив и не позаботился о своём будущем, то его ждёт крайне бедная старость. Как правило, родители стараются вкладывать максимум средств в своих детей, чтобы те смогли их содержать в пожилом возрасте.
Старец был одет в лохмотья, но на руках у него я заметил пару длинных ногтей. Как правило, так китайцы показывают свой достаток. Ногти подтверждают, что человек не занят тяжелым трудом и может позволить себе не работать. Не исключено, что дед просто любит свой образ жизни и не хочет покидать старое жилье.
Когда находишься в таком атмосферном месте, трудно представить, что за стенами квартала кипит современная жизнь. Кажется, что ты переместился во времени на несколько десятилетий назад. Только если поднять глаза наверх, понимаешь, что тебя окружают современные высотные дома.
Набравшись смелости и заткнув нос, я решил зайти внутрь одного из жилых подъездов. Да, запахи тут слышны просто дикие — смесь каких-то китайских специй и гнили.
Стены небольшого коридора увешены электрическими счётчиками и проводами. В небольшие квартирки ведут хлюпкие дверки с маленькими навесными замочками.
На этажах есть общие кухни, которые параллельно выполняют роль прачечных. Посмотрите на эту раковину, неужели в ней можно что-то отмыть.
Трудно передать словами смрад, исходящий от старенькой стиральной машины.
А вот и кухонная утварь, которая стоит у противоположной стены. Много соевого соуса, специи и масло. Так сказать, минимальной набор для любой китайской кухни, где не одно блюдо не готовиться без приправ и соусов.
Судя по вещам, развешанным на бельевой веревке, в таких условиях проживают не только взрослые, но и дети. Тут же валяется различный мусор и сломанные игрушки. Удивительно, но люди продолжают жить в почти разобранных домах. И не бояться, что стены могут обвалиться и похоронить всю семью под грудой камней.
Заселяться или открывать какие-то коммерческие заведения в таких трущобах нельзя. Как я уже сказал, люди продолжают тут жить по своей собственной воле. Либо жильцов не устраивает предложенная им компенсация за квартиры, либо они просто привыкли к такому образу существования.
Пока я гулял по наполовину заброшенному кварталу, видел инженеров, которые делали какие-то заметки и изучали чертежи. Скорее всего, на этом месте будет построен какой-то современный жилой квартал или торговый комплекс. Трудно представить стоимость земли в центральной точке Шанхая. Но, ценник на квартиру в новом доме на этом месте может достигать нескольких миллионов долларов.
Напоследок хочу рассказать про китайских попрошаек, которые изображают больных старцев. Встретить таких людей можно на оживленных улицах, где проходит большое количество туристов. Местные давно уже не верят таким «инвалидам» и обходят их стороной.
Если вы скажите такому попрошайке, что у вас нет денег, то он может протянуть смартфон с QR-кодом для перевода денег. Старик с фотографии увидел, что я его фотографирую, вскочил и побежал за мной. Благо, что погоня продолжалась не долго и мне удалось убежать.