Как устроен беспилотный автомобиль StarLine
Беспилотный автомобиль StarLine проходит свои первые испытания в семи городах России. Команда разработчиков прошла вместе со своим «детищем» через Нижний Новгород, Казань, Самару, Уфу, Челябинск, Екатеринбург и Пермь. Цель эксперимента — оценить работу авто, а так же всех его систем в реальных условиях. Кроме того, они производили сбор данных для создания высокоточных дорожных карт.
Жителям указанных городов предлагалось принять участие в тест-драйве после прохождения квеста «Найди беспилотник в своем городе». Убедиться в том, что транспортное средство ездит самостоятельно, можно по наличию знака «Автономное вождение» на заднем стекле.
Когда автомобиль StarLine добрался до Казани, мы встретились с представителями компании и задали вопросы о проекте.
Нам рассказали о том, что для интеграции беспилотного управления подойдет любой автомобиль, у которого есть электроусилитель руля и цифровая CAN-шина. Двигатель может работать как от электричества, так и на жидком топливе.
Инженеры компании разрабатывают программное обеспечение для управления авто, а дизайнеры придумывают, как компактно разместить в салоне и на корпусе машины все датчики.
В ходе испытаний выявилась первая важная проблема — температурный режим. Лидары и камеры, находящиеся снаружи автомобиля, перегревались и работали нестабильно. Пришлось срочно искать варианты охлаждения «глаз».
Карты для беспилотников приходится также разрабатывать самостоятельно. Карты, предназначенные для бытового использования, недостаточно детализированы. Так же «Старлайн» сотрудничает с Росавтодором.
Впереди у компании еще много планов. Например, сейчас идут переговоры с российскими автопроизводителями. Рассматривается вариант работы с технологией платунинга, когда движется колонна грузовиков и только первый из них управляется человеком.
Так же мы выяснили, как действует программа беспилотного управления.
Чтобы автомобиль двигался четко по карте местности, ему, а точнее приборам, необходимо знать свое точное месторасположение. Для этого у него на крыше стоит приемник высокой точности, его погрешность составляет всего несколько сантиметров.
Автомобиль связывается со спутниками ГЛОНАСС и GPS. В ходе движения датчики улавливают отражения сигналов от зданий, а датчики ABS определяют скорость вращения колес, чтобы отслеживать перемещение авто во время отсутствия связи со спутниками.
Так же алгоритм движения беспилотника основывается на данные визуальной одометрии. Эти данные в центр управления передают видеокамеры. Лазерная одометрия работает при помощи сигналов от лидара, который меряет расстояние до ключевых точек местности, например, до угла дома или знака.
Автомобиль двигается по маршруту, по заданным точкам. Но окружающая его среда не статична, к тому же, топография дороги может поменяться. Целый кластер датчиков беспилотного транспортного средства анализирует все, что встречается на пути и принимает решение перестроиться в соседнюю полосу и объехать препятствие, не мешая другим участникам движения.
Немало внимания уделено безопасности пассажиров. В случае поломки авто сможет принять меры по безопасному торможению.
Автомобилю, функционирующему без водителя, приходится обрабатывать колоссальное количество информации. Пока что это объемные и дорогие технологии. После того, как будет отлажена система бесперебойной работы беспилотного авто, инженеры приступят к оптимизации «железа».