Как Аральское море превратилось в опасную пустыню
Когда-то город Аральск процветал, ведь у его берегов плескалось настоящее море, а местные жители занимались судоходством и промышляли добычей рыбы. В 60-х годах прошлого века вода начала стремительно уходить, а Аральское море постепенно превратилось в пустыню…
Интересно, белые ворота на въезде в город это остатки былой роскоши или попытка хоть как-то украсить суровую действительность? В любом случае, складывается впечатление, что въезжаешь в древнегреческий Пантикапей, а не в богом забытый степной городок.
По предварительным данным, в Аральске есть несколько достопримечательностей: заброшенный старинный паровоз, некогда действующий морской вокзал и музей рассказывающий про былую роскошь. Начнем с плохого, паровоз больше не ищите, его нет, а вот в музей заглянуть стоит, состоит он полностью из вот таких экспонатов.
Если обойти музей с правой стороны, то вы увидите лесенку ведущую на палубу корабля «Лев Берг». Смело поднимайтесь на верх, ведь только отсюда можно будет разглядеть бывший морской вокзал. Удивительно, что подъемные краны еще не разобрали на металлолом, видимо у людей еще есть надежда на возвращение большой воды.
Конечно, Аральск город колоритный, но задерживаться долго мы тут не будем — у нас другая цель. Говорят, что если уехать в глубь дикой степи, которая некогда была морским дном, то можно найти останки старых кораблей, которые уже несколько десятков лет стоят воткнутые в песчаные дюны. Именно на их поиски мы и решили отправиться.
В 60 километрах от Аральска есть село Жаланаш, по предварительным данным неподалеку от него сосредоточены «вечные стоянки» кораблей. Село с городом объединяет дорога, состоящая из крупного щебня, проехать тут можно только на внедорожнике или кроссовере. Проколоть колесо на данном участке для местных считается нормой.
Кораблей уже не осталось, местные нам сказали, что в этом году последний распилили и увезли в неизвестном направлении. Но, мы решили убедиться в этом сами и, дождавшись утра, отправились дальше. Дороги здесь проходят по смеси, состоящей из ракушек, соли и песка. Стоит чуть уйти с маршрута, как автомобиль моментально начинает вязнуть в каше. В итоге доехав практически до берега мы приняли решение развернуться, вдали видно было как ветер поднимает в воздух клубы соли и направляет их в нашу сторону.
Корабли здесь действительно когда-то были, это подтверждают спутниковые снимки прошлых лет и разбросанные повсеместно ржавые остовы. Видимо, местные жители решили немного подзаработать и разобрали суда с целью последующей сдачи в металлолом. Люди так и не дождались возвращения большой воды, хотя местные власти ежегодно твердят об этом и «кормят» людей обещаниями.
На самом же деле, происходящее тут является стопроцентной экологической катастрофой мирового значения. Высохшее море представляет собой большую опасность, ведь ветер разносит не только соль, но и вредные химикаты, которые приносило сюда течением рек Сырдарьи и Амударьи. Гидрокарбонат натрия, сульфат натрия и хлорид натрия переносятся по воздуху и уничтожают в округе всю естественную растительность и сельскохозяйственные культуры.
На острове Возрождения, который сейчас стал частью материка, до 1992 года действовала военная биохимическая лаборатория, где испытывали бактериологическое оружие — возбудители сибирской язвы, туляремии, бруцеллёза, чумы, тифа, оспы…
Существует опасность, что данные вирусы еще не потеряли свою активность и могут быть перенесены грызунами. Усыхание моря несколько повлияло на климат региона: лето стало более сухим и жарким, зима — более холодной и продолжительной.
До 70-х годов прошлого века в Аральском море обитало около 34 различных видов рыб, более чем 20 из них были промысловыми. В послевоенные годы было отловлено 23 тысячи тонн рыбы. Только в Казахстане вокруг Аральского моря было сосредоточено 5 рыбозаводов и 1 рыбоконсервный комбинат. Проще говоря, регион процветал, а люди были при работе. Сейчас же местным жителям приходиться попросту выживать.