Как проходит Формула-1 в Сочи
Побывав на российском этапе Формулы-1 в Сочи, мы решили подготовить материал, который будет интересен и понятен простому обывателю, так сказать, человеку далёкому от придворных интриг «королевских автогонок».
Мы не просто так применили в анонсе термин «королевские автогонки», ведь для многих пилотов выступление в самой престижной гоночной серии мира является высшим достижением. В «формуле» применяются лучшие разработки технической и инженерной мысли. Кроме того, бюджеты отдельных гоночных команд измеряются миллионами долларов, как и гонорары успешных пилотов.
14-го октября 2010 года был подписан контракт на проведение Гран-при России по Формуле-1 в Сочи, документ будет действовать до 2020 года с опционом на продление. Первые заезды состоялись в 2014 году. До этого последнее Гран-при России проводилось лишь в дореволюционное время. Для проведения гонок в Сочи был построен специальный автодром.
Гоночная трасса «Сочи Автодром»
Трасса автодрома плавно обтекает объекты Олимпийского парка, который находится в Имеретинской низменности Адлерского района города Сочи. Состоит трасса из 19 поворотов и имеет протяженность 5848 метров. На строительство объекта из федеральных источников было выделено 5,8 млрд рублей.
На момент проведения Гран-при вокруг трассы организуется так называемая «чистая зона», которая запрещает перемещение на личном транспорте. Добраться до места проведения соревнований можно только на общественном транспорте. Инфраструктура сочинского автодрома предусматривает не только трибуны для зрителей и концертную площадку, но и многочисленные палатки с едой и сувенирами. Для зрителей организовываются автограф-сессии от пилотов и прогулки по пит-лейн.
Пит-лейн является одним из самых интересных мест всей трассы, простой смертный может попасть сюда только во время организованной прогулки. Здесь находятся боксы, откуда спортивные болиды выезжают на трассу, здесь же происходит оперативная замена колес.
Гоночный болид за один заезд посещает пит-лейн до 4-х раз, а перемещаться по нему может со скоростью не более 80 км/ч, в противном случае на команду будет наложен штраф. Каждый болид останавливается на обозначенной позиции, после чего команда техников моментально приступает к обслуживанию транспортного средства.
На сочинском автодроме команды проживают в специальных домиках, которые расположены неподалеку от пит-лейн. Тут они могут общаться с представителями прессы и организаторами. Каждая команда возит с собой поваров и обслуживающий персонал. Пилоты обязаны соблюдать строгий режим питания.
Команды Формулы-1
Всего в Гран-при России по Ф-1 приняло участие десять команд, представляющих различные автомобильные бренды, торговые марки и страны. Давайте поближе познакомимся с командами и немного узнаем про их историю.
Mercedes AMG Petronas Motorsport — успешная немецкая команда, которая в середине прошлого века перестала принимать участие в гонках Формулы-1, хотя поставляла моторы для других команд. Возвращение команды случилось в 2009 году, на данный момент ребята держат уверенные лидирующие позиции.
Red Bull Racing — команда создана руководителем концерна по производству энергетических напитков Red Bull — Дитрихом Матешицом. У представителей этой команды весьма амбициозные планы занять лидирующие позиции и составить конкуренцию таким лидерам, как Mercedes и Ferrari.
Scuderia Ferrari — итальянская гоночная команда, которая представляет одноименную автомобильную компанию. Команда Scuderia Ferrari является самой старой и успешной, принимать участие в Формуле-1 они начали еще в 1950 году.
Sahara Force India F1 Team — молодая команда, основанная в октябре 2007 года индийским бизнесменом Виджаем Маллья. На Гран-при Бельгии 2009 года гонщик Джанкарло Физикелла завоевал первый поул для команды, а в самой гонке занял второе место, уступив Кими Райкконену из Ferrari.
Williams Martini Racing — команда была основана в 1977 году Фрэнком Уильясом и Патриком Хэдом. Команда стала третьей в истории, после Ferrari и McLaren, кто смог одержать сто побед в Гран-при.
McLaren Honda Formula 1 Team — после 20 лет сотрудничества с Mercedes, в 2015 году команда перешла на моторы компании Honda, после чего в название команды появилось еще одно слово. Известна команда McLaren не только в рамках Формулы-1, но и в других автомобильных соревнованиях.
Scuderia Toro Rosso — команда принадлежит австрийскому концерну Red Bull, а все её пилоты, кроме Себастьена Бурде являются участниками программы поддержки молодых гонщиков Red Bull Junior Team. Именно за эту команду выступает россиянин Даниил Квят.
Haas F1 Team — американская команда, созданная в 2014 году NASCAR гонщиком Джином Хаасом. Команда тесно сотрудничает с Ferrari и использует двигатели и «коробки» этого автопроизводителя.
Renault Sport Formula One Team — команда была образована в 1977 году известным автопроизводителем, с 1985 по 2002 года не принимала участие в соревнованиях. У команды несколько раз менялись владельцы и названия, но в 2015 году всё встало на свои места.
Sauber F1 Team — швейцарский производитель гоночных автомобилей, выступает на Формуле-1 начиная с 1993 года. До этого команда представляла Mercedes в гонках спортивных прототипов. В 1989 году команда одержала победу в знаменитом «24 часа Ле Мана».
Гоночные болиды
Гоночные болиды построены на шасси из углеродного волокна, который является каркасом безопасности. Построение машины происходит строго по своду технических регламентов составленных FIA. В них, до мельчайших подробностей, изложены максимальные и минимальные размеры, допустимые материалы и принципы работы всех систем. Одним из самых важных параметров гоночного автомобиля является его вес, начиная с 2017 года он не может быть менее 728 кг (включая вес гонщика, все жидкости и другое оборудование).
На всю гонку в распоряжении пилота есть всего лишь 105 кг топлива и он должен постоянно следить за его расходом. В случае превышения расхода результат будет исключен из протокола гонки. Мощность турбированного двигателя V6 повышается за счёт систем рекуперации энергии выхлопных газов и модуля запаса энергии при торможение (ERS). Отдельного внимания заслуживает рулевое колесо болида, которое состоит из множества кнопок. На нем располагаются необходимые органы управления для радиосвязи с командой, изменения настроек и подачи питьевой воды.
В 2017 году гоночные болиды Формула-1 немного изменились, что позволило проводить соревнования на более быстрых скоростях, а само мероприятие стало еще зрелищнее. Так, передние крылья машин стали шире и приобрели другую форму. Команды получили больше свободы в плане модификаций кузова. По сравнению с предыдущими сезонами увеличилась ширина шин с 245 до 305 мм. Компания Pirelli предоставляет на каждую гонку командам по три комплекта «резины» для сухой трассы. Про наборы шин мы подробно расскажем в следующей главе.
Шины для Formula 1
Оказывается, не всё так просто, компания Pirelli предоставляет на каждую гонку по три комплекта «резины» для сухой трассы. Это набор шин разного состава: ультрамягкие, сверхмягкие, мягкие, средней жесткости и жесткие. Кроме того, наготове всегда лежат комплекты для прохождения сырой трассы и «резина» для промежуточной езды. Отличить тип шины можно по цветовой маркировке.
Каждый пилот может использовать не более 13 комплектов шин за один уик-энд. Компания Pirelli предоставляет два обязательных к использованию комплекта «резины» для каждого болида. При этом, комплект из более мягкого состава должен использоваться только во время третей сессии квалификации. Два обязательных комплекта могут состоять из двух разных составов. Они одинаковы для каждого пилота и каждой команды.
Оставшиеся десять комплектов каждая команда выбирает из трех составов, назначенных на уик-энд. При желании, команда может выбрать разные составы для каждого пилота. О своем выборе командам необходимо сообщить за несколько недель до начала гонки. Это связано с изготовлением и доставкой необходимых шин. Перед самым старом команды разогревают шины специальными грелками, такая процедура нужна для достижения лучших результатов сцепления.
На старте
Перед стартом основного заезда происходит традиционный парад пилотов. Ребята забираются на платформу грузовичка и проезжают по всей трассе, в это время зрители приветствуют их. По окончанию парада наш земляк — пилот команды Scuderia Toro Rosso вышел к болельщикам, чтобы раздать сувенирные кепки со своим автографом.
После парада пилоты отправились рассаживаться по свои болидам, а зрители приступили к исполнению гимна Российской Федерации. До старта главного заезда Гран-при России по Формуле-1 оставались считанные минуты. На трассе начали появляться команды, которые выставляли различное оборудование, появились болиды, заревели моторы…
Каждый занимался свои делом, кто-то охлаждал двигатель, работающий на высоких оборотах, кто-то нагревал шины, кто-то проверял настройки системы, а кто-то мило улыбался и позировал фотографам. Конечно, как мы могли забыть про еще один неотъемлемый атрибут всех автомобильных гонок — грид-герлз.
Как привило, в грид-герлз попадают прямиком из различных модельных агенства, как из местных — сочинских, так и из столичных. Задачи девушки выполняют чисто декоративные — поприветствовать пилотов перед парадом и подержать номер участника с флагом страны, которую он представляет. Общаться с представителями команд девушкам строго запрещено.
Спецслужбы и происшествия
Перед началом всех соревнований проходит тестирование экстренных служб, в случае непредвиденной ситуации они смогут оказаться на трассе за считанные секунды. Если гонщики пострадают в аварии, то доставить их в больницу смогут на вертолёте. Всего на трассе работает 145 спасателей и медиков из разных уголков России.
Увы, без происшествий, во время проведения гонок Формула-1 в Сочи, не обошлось. В самом начале финального заезда столкнулись автомобили команд Renault и Haas. Кстати, неприятности и до этого преследовали команду Renault, так пилот Сергей Сироткин не смог перезапустить двигатель своего болида.
Большую роль в заездах Формула-1 играют маршалы — обслуживающий персонал гонки. В их задачу входит сигнализация пилотам с помощью флагов, эвакуация поврежденных и разбившихся машин, обеспечение чистоты и безопасности. Чтобы стать маршалом необходимо заполнить анкету на сайте и верить в лучшее, ведь выбирать претендентов будут среди тысячи конкурсантов.
На Формуле-1 маршалы работают бесплатно, ребятам обеспечивают проезд в обе стороны, проживание и питание. По окончанию всех заездов устраивают небольшой праздник. Легким труд маршала не назовешь, во время того же российского этапа «формулы» ребятам приходилось часами работать на жаре и находиться в постоянном напряжении. Зато смогли не просто увидеть столь значимое для автоспорта событие, но и приобщиться к нему.
Награждение победителей и Владимир Путин
В российском этапе гонок Формула-1 одержал победу уроженец Финляндии Валттери Боттас, который выступал за команду Mercedes. Для Боттаса эта победа стала первой в карьере, второе место занял немец Себатьян Феттель выступающий за Ferrari и его финский партнер по команде Кими Райконен.
Президент России Владимир Путин прибыл в Сочи, чтобы лично вручить награду и поздравить победителей. Глава государства приехал на автодром в сопровождение вице-премьера Дмитрия Козака и своего помощника Игоря Левитина. После награждения победителей ждал традиционный душ из шампанского.
Идея преподносить победителю гонок Формулы-1 бутылку шампанского зародилась еще в середине прошлого века. Инициаторами традиции стали два кузена Пол Шандон Моэт и Фредерик Шандон де Брай. В те давние времена пилоты просто выпивали шампанское, чтобы отметить свою победу. В 1967 году всё кардинально изменилось, тогда американский гонщик Дэн Герни, выиграв «24 часа Ле-Мана», попросту открыл бутылку шампанского и начал поливать её содержимым всех окружающих. В мусульманских странах шампанское заменяют безалкогольными шипучими напитками.
Почетный президент Formula One Management (FOM)
Гран-при в России посетил почетный президент Formula One Management Бернард Чарльз Экклстоун. Родился Берни в 1930 году, после окончания школы увлекался гонками, несколько раз занимал высокие места. После череды гоночных неприятностей решил переквалифицироваться из пилота в управленцы. Стоит отметить, что в последнем Экклстоун преуспел, ведь его компания полностью занимается организацией и логистикой каждого гран-при Формулы-1.
Интересный факт, Экклстоун женат на девушке, которая в 2,5 раза моложе его и на голову выше, а обе его дочери от прошлого брака работают фотомоделями. В одном из интервью Берни заявил, что старается подальше держаться от русских женщин.
Немного про Сочи
Стоит учесть, что место проведения Формулы-1 находится в Адлерском районе города Сочи, а это чуть больше 30 км от железнодорожного вокзала Сочи. Кстати, если вы едете на поезде, то не перепутайте вокзалы Сочи и Адлера, иначе придется потом повторно приобретать билет.
После проведения ряда спортивных мероприятий и политических форумов, город преобразился и с каждым годом изменяется в лучшую сторону. Стремительно развивается инфраструктура и растет уровень жизни. Выйдя из самолета в сочинском аэропорту, трудно поверить, что ты находишься в России. Как следствие, в Сочи поехал более требовательный и более богатый турист. Местные жители, которые успели вовремя перестроиться, стали жить гораздо лучше.
Благодаря спортивным объектам, открылись новые вакантные рабочие места, увеличилось количество гостей в местных отелях и гостевых домах. Людям, которые собираются посетить «королевские автогонки», нужно морально подготовить себя к «королевским ценам» на проживание в гостиницах и пассажирские перевозки. Но, поверьте, оно того стоит, автогонки Формула-1 незабываемое зрелище.