Серые кардиналы телекома: кто на самом деле обеспечивает работу операторов связи?
Mobile World Congress — традиционное место встречи ведущих игроков телекоммуникационного рынка, и бренд Nexign уже второй год подряд находится в числе его участников. Компания существует с 1992 года, получив широкую известность на территории России и стран СНГ под своим первоначальным названием — «Петер-Сервис». Пережив ребрендинг, Nexign уверенно осваивает новые ниши и расширяет географию присутствия на мировых рынках. Специально для журнала «Техномод» директор по клиентским решениям Nexign Максим Нартов раскрыл некоторые секреты внутренней кухни телекоммуникационного сектора.
— Наверное, разговор стоит начать со знакомства с вашей компанией. Какова ее специализация?
— Как известно, бизнес телеком-операторов построен на создании услуг связи и их продаже конечному потребителю. В основе этих процессов лежат OSS-системы (от англ. Operation Support Systems), которые управляют сетью, обеспечивают коммутацию и связь. С момента своего основания наша компания долгое время занималась исключительно BSS-системами (от англ. Business Support Systems), которые представляют собой отдельный слой, контролирующий процесс продажи услуг, обслуживания и выставления счетов абонентам.
Что нужно сделать, чтобы стать клиентом мобильного оператора? Посетить салон связи, купить SIM-карту, оставить свои данные, оплатить счет. И все эти процессы обеспечиваются нашими системами, которые обрабатывают информацию о каждой совершенной абонентами операции, контролируя потребление услуг в рамках оплаченного пакета связи.
Среди наших крупнейших клиентов — такие гиганты как «Мегафон» и «Ростелеком». Таким образом, если вы абонент «Мегафона», то ваши деньги считают именно наши системы. С «Ростелекомом» несколько иная ситуация: исторически они используют несколько систем.
— Может ли оператор отказаться от услуг вашей компании и обеспечить обозначенные вами процессы самостоятельно?
— Если вы помните, когда развитие сферы IT только начиналось, каждая компания создавала свою собственную бухгалтерию, написанную штатным программистом. То же самое можно сказать и о биллинговых системах: в некоторых случаях их вполне возможно создать самостоятельно. В принципе, локальные компании, обеспечивающие доступ к интернету на небольшой территории, очень часто пользуются именно самописным биллингом. Однако если смотреть на ситуацию с точки зрения крупных игроков, таких как «Мегафон», который работает с 76 млн абонентов, каждый из которых совершает 10-15 звонков в день, сидит в интернете, отправляет сообщения, то здесь речь идет о необходимости фиксировать и обрабатывать очень большое количество событий. Соответственно, производительность системы, которая переваривает весь этот вал звонков, должна быть высокой. Второй важный аспект — обслуживание: тысячи сотрудников колл-центров, принимая звонки клиентов, решают возникшие у них вопросы, выслушивают их проблемы и пожелания. Таким образом, речь идет о высоконагруженных системах, которые проще заказать у специалистов, чем написать самим.
— В чем уникальность вашего нового бренда Nexign?
— Одно из наших преимуществ – огромный опыт взаимодействия с операторами Tier-1. При этом в последние годы мы сфокусированы на рынках Ближнего Востока и Средней Азии, где мы используем agile-подход при взаимодействии с крупными региональными операторами: технологические и функциональные особенности наших решений позволяют нам конкурировать с игроками, уже успевшими крепко закрепиться в указанных регионах. С другой стороны, нарабатывая экспертизу на внешних рынках, мы обеспечиваем новыми подходами российских операторов, которые это очень ценят. У нас сильный список текущих клиентов и очень много интересных проектов.
— Какие компании можно назвать вашими конкурентами?
— На российском рынке, наверное, у нас не осталось конкурентов. Мы ориентируемся на мировых лидеров. При этом мы абсолютно уверены, что без здравой конкуренции не будет никакой эффективности и стабильности. Мы четко осознаем свои преимущества и ориентированы на взаимовыгодное сотрудничество с нашими клиентами. Одно из наших долгосрочных партнерств с компанией «Мегафон» длится более 15 лет. Наши проекты очень сложны, и мы не можем себе позволить использовать шаблонную схему «поставщик-клиент». Мы ориентируемся на долгосрочную перспективу: одно внедрение продукта может длиться месяцы и даже годы, после чего требуется обеспечить клиента технической поддержкой. Кроме того, на телекоммуникационном рынке постоянно появляются обновления, и если сконфигурировать новый тарифный план оператор может самостоятельно, то решение более сложных задач обеспечиваем мы. Например, развитие омниканальности, что обеспечивает прозрачность процессов передачи заказов: вы что-то делаете в своем телефоне, при этом оператор в колл-центре уже в курсе происходящего и готов ответить на все ваши вопросы.
— Как организовано ваше взаимодействие с клиентами с технической точки зрения?
— Наша компания продает софт, и серверные мощности, которые обеспечивают их работу, находятся преимущественно у заказчика. Если говорить о наших крупнейших клиентах, то естественно их серверные мощности расположены на территории России. Мы работаем на тестовых и предпродакшн зонах, где мы работаем с синтетическими и обезличенными данными, затем оператор обеспечивает внедрение наших решений на свои сервера, при этом его задача — полностью исключить доступ наших сотрудников к такой чувствительной информации, как данные о клиентах.
В тестовом режиме мы активно используем облачные сервисы, такие как Amazon Web Services, однако пока не все операторы готовы с ними взаимодействовать. Сейчас на рынке наблюдается тенденция развития частных облаков, когда операторы строят развернутую инфраструктуру на базе собственных ЦОДов.
— Что еще вы можете сказать о текущем состоянии телекоммуникационного рынка в России?
— Нам сложно комментировать финансовые показатели операторов, но, на наш взгляд, в нашей стране сейчас сложилась достаточно разумная конкуренция. На самом деле, развитие российского телекоммуникационного рынка вполне соответствует мировым тенденциям. Еще 10 лет назад телеком-рынок, особенно в сегменте мобильной связи, был маленьким Эльдорадо: услуги были невероятно востребованы, рынок активно рос, абонентская база все время расширялась. Сейчас рынок несколько успокоился (телефон есть у каждого, иногда даже по 2-3), теперь его сложно рассматривать как неисчерпаемый источник денег, конкуренция стала более честной.
Преимущества нашего сегмента рынка заключаются в том, что он финансово емкий, при этом включает не такое большое количество игроков. Фактически все друг друга знают, и Mobile World Congress, проходящий в этом году в Барселоне, является прекрасной возможностью в очередной раз встретиться с коллегами и обсудить наиболее актуальные вопросы. Мы уже не первый год принимаем участие в данном мероприятии. Наш новый бренд Nexign представлен здесь во второй раз. Радует высокий интерес к нашим решениям со стороны глобальных телеком-операторов, и в наших планах — укрепление сотрудничества с ними, а также расширение присутствия в ключевых для нас регионах (Россия, страны СНГ, Ближний Восток, Африка и Юго-Восточная Азия). Если говорить об европейском рынке, то здесь мы представлены уже достаточно давно, хотя речь идет скорее об отдельных нишевых внедрениях.
— Что вы можете сказать о наиболее актуальных тенденциях развития мирового и российского телекоммуникационного рынка?
— Конечно, основные технологические требования сейчас диктуются преимущественно сегментом интернет-услуг, при этом появление стандарта 5G постепенно смещает фокус внимания с человека как конечного потребителя в сторону развития концепции «Интернета вещей». Кроме того, в мире стремительно набирает популярность технология eSIM.
Если говорить о российском рынке, то здесь тоже ведется работа по освоению стандарта 5G: в частности, Ростелеком взаимодействует в этом направлении с международным консорциумом 3GPP. Основные вызовы в этом сегменте связаны с вопросом выделения частоты. Что касается перспектив появления на российском рынке eSIM, то многое зависит от решений регулятора. Теоретически российские потребители уже сейчас могут приобрести гаджеты, поддерживающие eSIM. Другое дело, что с ними, насколько нам известно, пока не работают российские операторы. Если говорить о позиции компании Nexign, то за пределами нашей страны мы успели реализовать ряд успешных кейсов в данном направлении, и когда технологии eSIM получат распространение в России, мы будем готовы их поддержать.